Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения, обла­дая основными признаками любого правоотноше­ния, имеют свои специфические особенности. Ад­министративно-правовые отношения:

1)   урегулированы нормами административного права;

2)    возникают в сфере государственного управления и по сути представляют организационные отношения;

3)              в отличие от иных правовых отношений (преж­де всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть—подчинение»;

4)          могут возникать по инициативе любой из сторон, при этом в отличие, например, от гражданско-правовых отношений согласия или жела­ния второй стороны не требуется;

5)         характеризуются большим количеством субъектов, при этом одной из обязательных сторон (участников) административно-правовых отношений являются органы исполнительной власти
(их должностные лица), обладающие властными
полномочиями. Дело в том, что в административ­но-правовых отношениях прямо и непосредствен­но выражаются воля л интересы государства, пуб­лично-правовой, т.е. государственный, интерес.
Эти отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства.

Рассматривая особенности административно-правовых отношений, следует также указать, что между сторонами административно-правовых от­ношений возможны споры. Для разрешения этих споров установлен, как правило, административ­ный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что исполнительный полномочный орган (должностное лицо) рассматривает спор и принимает по нему одностороннее юридически властное решение. При этом граждане и нижесто­ящие звенья системы исполнительной власти ис­пользуют для разрешения спорных ситуаций ин­ститут административного обжалования. Законо­дательство в целях усиления гарантий законности

рассмотрения административных споров нередко предусматривает также возможность их судебно­го разрешения.

Если для гражданско-правовых отношений ха­рактерна ответственность одной стороны перед другой, то для административно-правовых отноше­ний установлен иной порядок. Нарушение одной из сторон такого правоотношения требований ад­министративно-правовой нормы не влечет ответ­ственности одной стороны перед другой. Наруше­ние требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное про­тив публично-правового интереса, а ответствен­ность наступает перед государством. Исполнительный полномочный орган (должностное лицо) само­стоятельно и в одностороннем порядке воздейству­ет на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной от­ветственности.