Понятие органа исполнительной власти и его административно-правового статуса

Как уже отмечалось ранее, обязательной сторо­ной административно-правовых отношений явля­ется орган исполнительной власти (его должностное лицо). Поэтому среди субъектов администра­тивного права органы исполнительной власти за­нимают особое место.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть, будучи составной частью государ­ственной власти, осуществляется в Российской Федерации и в субъектах РФ. Органы местного самоуправления хотя и обладают административ­но-правовыми полномочиями, но не входят в сис­тему государственной власти. Следовательно, под органами исполнительной власти понимаются органы, осуществляющие исполнительные функ­ции только на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Орган исполнительной власти     это государственное политическое учреждение, являю­щееся частью государственного аппарата и
представляющее организованный коллектив
людей, который,
действуя от имени государства,
обладает закрепленной за ним компетенцией по
решению задач государства и общества, выполня­ет функции исполнительной власти в Российс­кой Федерации и ее субъектах и наделен для это­го государственно-властными полномочиями.

Место каждого органа исполнительной власти среди других органов, конкретное назначение в системе государственного управления, закреплен­ная за ним компетенция, характер государствен­но-властных полномочий и другие обстоятельства обусловливают его правосубъектность, т.е. право­вое положение органа как субъекта администра­тивно-правовых отношений. К характеристикам, определяющим административно-правовой ста­тус органа исполнительной власти, относятся: точное наименование органа; его положение в иерархии субъектов государственной власти, вопросы подчиненности и взаимоотношения с ними; цели, задачи и функции органа; порядок его об­разования, реорганизаций и упразднения; направ­ления, формы и методы деятельности; структура органа; виды издаваемых им правовых актов и многое другое. При этом важнейшей составной частью административно-правового статуса органа исполнительной власти является его компетен­ция, т.e. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий).

Несмотря на существенные отличия в админи­стративно-правовом статусе различных органов исполнительной власти, всем им свойственны не­которые общие черты правового положения:

1)административно-правовой статус органов ис­полнительной власти всегда определяется нормами законодательных и подзаконных актов. Такими нормативными актами могут быть федеральные конституционные законы, федеральные законы,
законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и президентов республик в составе России, положения об органах, утвержденные указами Президента РФ и президентов республик, поста­новлениями Правительства РФ и правительств
субъектов РФ, некоторые другие акты;

2)деятельность органов исполнительной власти всегда подзаконна. Эти органы в своей работе ру­ководствуются Конституцией РФ, федеральными
конституционными, федеральными и другими за­конами и исполняют законодательные нормы. Из­ даваемые самими органами исполнительной власти правовые акты имеют подзаконный характер и должны находиться в точном соответствии с зако­нами и другими актами законодательных органов;

3) органы исполнительной власти наделены правами и обязанностями как исполнительного, так и распорядительного характера. Их деятель­ность всегда является исполнительной и распоря­дительной;

4) подчиненность органов исполнительной вла­сти в отличие от органов законодательной и судеб­ной власти строится, прежде всего, по вертикаль­ному принципу. Нижестоящие органы исполни­тельной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим, а распоряжения» данные вышесто­ящими органами в пределах их компетенции, обя­зательны для нижестоящих.