Понятие органа исполнительной власти и его административно-правового статуса
Как уже отмечалось ранее, обязательной стороной административно-правовых отношений является орган исполнительной власти (его должностное лицо). Поэтому среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место.
В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть, будучи составной частью государственной власти, осуществляется в Российской Федерации и в субъектах РФ. Органы местного самоуправления хотя и обладают административно-правовыми полномочиями, но не входят в систему государственной власти. Следовательно, под органами исполнительной власти понимаются органы, осуществляющие исполнительные функции только на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Орган исполнительной власти это государственное политическое учреждение, являющееся частью государственного аппарата и
представляющее организованный коллектив
людей, который, действуя от имени государства,
обладает закрепленной за ним компетенцией по
решению задач государства и общества, выполняет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого государственно-властными полномочиями.
Место каждого органа исполнительной власти среди других органов, конкретное назначение в системе государственного управления, закрепленная за ним компетенция, характер государственно-властных полномочий и другие обстоятельства обусловливают его правосубъектность, т.е. правовое положение органа как субъекта административно-правовых отношений. К характеристикам, определяющим административно-правовой статус органа исполнительной власти, относятся: точное наименование органа; его положение в иерархии субъектов государственной власти, вопросы подчиненности и взаимоотношения с ними; цели, задачи и функции органа; порядок его образования, реорганизаций и упразднения; направления, формы и методы деятельности; структура органа; виды издаваемых им правовых актов и многое другое. При этом важнейшей составной частью административно-правового статуса органа исполнительной власти является его компетенция, т.e. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий).
Несмотря на существенные отличия в административно-правовом статусе различных органов исполнительной власти, всем им свойственны некоторые общие черты правового положения:
1)административно-правовой статус органов исполнительной власти всегда определяется нормами законодательных и подзаконных актов. Такими нормативными актами могут быть федеральные конституционные законы, федеральные законы,
законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и президентов республик в составе России, положения об органах, утвержденные указами Президента РФ и президентов республик, постановлениями Правительства РФ и правительств
субъектов РФ, некоторые другие акты;
2)деятельность органов исполнительной власти всегда подзаконна. Эти органы в своей работе руководствуются Конституцией РФ, федеральными
конституционными, федеральными и другими законами и исполняют законодательные нормы. Из даваемые самими органами исполнительной власти правовые акты имеют подзаконный характер и должны находиться в точном соответствии с законами и другими актами законодательных органов;
3) органы исполнительной власти наделены правами и обязанностями как исполнительного, так и распорядительного характера. Их деятельность всегда является исполнительной и распорядительной;
4) подчиненность органов исполнительной власти в отличие от органов законодательной и судебной власти строится, прежде всего, по вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим, а распоряжения» данные вышестоящими органами в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих.