Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все рас­смотренные выше признаки административного правонарушения (противоправность, виновность и наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном дея­нии может отсутствовать состав административно­го правонарушения, что исключает привлечение яйца, его совершившего, к административной от­ветственности. Понимание состава администра­тивного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица ^к админист­ративной ответственности, для отграничения ад­министративных проступков от других видов пра­вонарушений, в частности, от схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать ука­занные признаки административного правонару­шения как понятия, как некой теоретической кон­струкции от элементов и признаков состава конк­ретного административного правонарушения.

Под составом административного правона­рушения следует понимать установленную пра­вом совокупность признаков, при наличии кото­рых конкретное деяние является администра­тивным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии — необходимое основание наступле­ния административной ответственности за его со­вершение. Например, провоз без билета в приго­родном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате является административным правонарушением, совершенным лицом, сопро­вождавшим ребенка (ч. 4 ст. .11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоя­тельно ехал без билета, то, хотя его действие от­вечает всем признакам, свойственным админист­ративному правонарушению как понятию (проти­воправности, виновности, наказуемости), оно тем не менее в указанном конкретном случае не мо­жет квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необхо­димых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достиг­шее 16 лет.

Однотипные признаки состава административ­ного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава администра­тивного правонарушения. К элементам состава ад­министративного правонарушения относятся:

1)объект;

2)объективная сторона;

3)субъект;

4)субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — общественные отношения, урегулированные нор­мами права и охраняемые мерами административ­ной ответственности. Например, объектом админи­стративного правонарушения, связанного с нару­шением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям поми­мо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся  также правона­рушения: в области охраны окружающей природ­ной среды и природопользования; в области до­рожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправный деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонару­шения.

Общественные отношения, выступающие в ка­честве объекта административного правонаруше­ния, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев конституционного, экологического, трудового, земельного, финансово­го и других отраслей права, но охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние пося­гает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, а следовательно, и нет всего состава административ­ного правонарушения.

Объективная сторона административного пра­вонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует про­ступок как акт внешнего поведения правонаруши­теля и включает, в частности, такие признаки Со­става административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и на­ступившие вредные последствия. Так, например, нарушение водителями транспортных средств Пра­вил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) мо­жет выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запреща­ющий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких дей­ствий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или со­вершение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий составной частью объектив­ной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь меж­ду этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями. Установить такую причинно-следственную связь значит выявить об­стоятельства появления вредных последствий, оп­ределить, наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние по­влияло на величину этих последствий и др. Одна­ко в установлении наличия причинно-следствен­ной связи в составе административного правона­рушения * как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вре­да или общественной опасности и причинно-след­ственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонаруше­ния, который не предусматривает наступления: в результате его совершения какого-либо материаль­ного вредного последствия, называется формаль­ным составом. Административные правонаруше­ния (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответ­ственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работо­дателем или лицом, его представляющим, обяза­тельств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) является административным правонарушением с формальным составом. Адми­нистративным правонарушением с формальным составом будет также превышение установленной скорости движения водителем транспортного сред­ства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и право­нарушений с так называемым материальным составному который включает обязательное наступле­ние вредных материальных последствий, Например, если ч. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи— за нарушения, следствием которых стали материальные послед­ствия в виде возникновения пожара (материаль­ный состав);

В правонарушениях с материальным составом причинноследственная связь между противоправ­ным деянием и наступившими вредными послед­ствиями зачастую далеко не очевидна и требует установления. Например, факт наезда водителем, превысившим установленную скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего послед­нему были причинены легкие телесные /поврежде­ния, сам по себе не означает наличия состава про­ступка, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ. До­казывание наличия этого состава в обязательном порядке требует установления причинно-след­ственной связи между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движе­ния? Положительный ответ на этот вопрос свиде­тельствует, что наезд на пешехода — следствие на­рушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 Ко АИ РФ. Отрицательный ответ означа­ет, что наезд не явился следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложив­шейся ситуации он был неминуем и при движе­нии с разрешенной скоростью из-за неправомерно­го поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав пра­вонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предус­мотрена ст. 12.24, — ответственность за превыше­ние установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административ­ного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторностъ, неодно­кратность, злостность, систематичность. На­пример, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области «Об административной Ответственности в Кировской области» предусмотрена ответствен­ность за громкую речь, крики, пение и т. д. в пери­од с 22 часов вечера до 6 часов утра. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения. Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает от­ветственность за распитие алкогольной продук­ции на улицах, стадионах, в  скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах. Распитие таких напитков в иных местах, например у себя дома, в гостях, не будет содержать состава этого пра­вонарушения. Мелкое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ, определяется, в частности, как действия, демонстративно нарушающие общественный порядок. В данном случае законодатель предусматри­вает характер совершения деяния — его демонстративность. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие демонстративного харак­тера, не будут содержать состава мелкого хулиган­ства.

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих адми­нистративную ответственность, и означает совер­шение одним и тем ясе лицом в течение года од­нородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. На­пример, ч. 1 ст. 4 Закона Республики Татарстан «Об административной ответственности за наруше­ние общественного порядка и порядка управле­ния» установлена ответственность за распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах и в других общественных местах, а ч. 2 этой же статьи за те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного наказания.

Неоднократностью признается совершение бо­лее двух однородных правонарушений, а система­тическим правонарушением считается такое, ко­торое совершается в течение года несколько раз. В Кодексе Волгоградской области об администра­тивной ответственности, например, установлена административная ответственность за системати­ческую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или ин­фекциями, передающимися преимущественно по­ловым' путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязатель­ных медицинских обследований и лечебно-профи­лактических мероприятий (ст. 15 этого Кодекса).

Однако эти признаки состава административно­го правонарушения (время, место, способ, харак­тер совершения деяния, его повторность, неодно­кратность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных пра­вонарушений, в силу чего они называются фа кулътативными признаками состава админист­ративного, правонарушения, т. е. необязательны­ми признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь меж­дудеянием и наступившими в результате его вред­ными последствиями являются обязательными признаками состава административного правона­рушения.

Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом, как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонаруше­ния 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного пра­вонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находи­
лось в состоянии невменяемости т.е. не могло
осознавать фактический характер и противоправ­ность своих действий (бездействия) либо руково­дить ими вследствие хронического психического
расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния
психики, не подлежит административной ответ­ственности.     

В законодательстве различаются также обилие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты — должностные

лица, водители, несовершеннолетние и др., а так­же особые субъекты — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дис­циплинарных уставов или специальных положе­ний о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других — огра­ничение применения мер административной ответ­ственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вме­сте с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих осно­ваниях, либо к ним не могут применяться неко­торые виды административных наказаний.

Субъективная сторона административного пра­вонарушения — это психическое отношение субъ­екта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта ад­министративного правонарушения. Уже подробно рассматривались возможные формы вины— адми­нистративное правонарушение совершается умыш­ленно или по неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в этих формах, при наличии других признаков состава конкретного правонарушения может быть привлечено к административной ответственности.

В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответствен­ность, форма вины чаще всего не обозначается. Поданным статьям административная ответствен­ность наступает вне зависимости от формы вины. Например, неважно, умышленно нарушил води­тель требование дорожного знака или по неосто­рожности, допустим, не заметил данного знака (см. ст. 12.16 КоАП РФ).

В ряде случаев, хотя форма вины не установ­лена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за ку­рение в вагонах (в том числе в тамбурах) приго­родного поезда. Понятно, что такое действие мо­жет быть совершено только умышленно. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или толь­ко в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), а в соответствии со ст. 7.26 этого Кодек­са установлена ответственность за утрату матери­алов и данных государственного картографо-геоде­зического фонда РФ в результате их небрежного хранения пользователем. Очевидно, что это право­нарушение может быть только неосторожным, со­вершенным в форме небрежности*

Отдельные составы административного правона­рушения предусматривают и такие факультатив­ные признаки субъективной стороны состава, как мотив и цель. Например, ст. 20.3 КоАП РФ уста­навливает ответственность за демонстрацию фаши­стской атрибутики или символики в целях пропа­ганды такой атрибутики или символики. Отсут­ствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административ­ного правонарушения, предусмотренного данной статьей. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ предусмат­ривает ответственность за незаконное приобрете­ние либо хранение без цели сбыта наркотических .средств или психотропных веществ, а также обо­рот их аналогов. Если деяние совершено именно с этой целью, возможность его квалификации по данной статье исключается.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его со­вершившее, может быть привлечено к админист­ративной ответственности.