Понятие и принципы административного процесса

Административный процесс — это совокуп­ность действий, совершаемых органами испол­нительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. Административный про­цесс состоит из определенных стадий.

Стадией административного процесса являет­ся совокупность административно-процессуальных действий, совершаемых особым кругом субъектов для решения конкретных административно-про­цессуальных задач. Стадии административного процесса регламентированы нормами администра­тивно-процессуального права, они направлены на решение конкретных управленческих задач, охва­тывают особый круг участников административно- правовых отношений, имеющих специфический административно-правовой статус. Для админист­ративно-процессуальных действий обозначены кон­кретные сроки совершения, а также то, что они требуют процессуального оформления.

Общими стадиями административного процес­са являются: а) анализ ситуации; б) рассмотрение дела и принятие решения; в) исполнение приня­того решения. В зависимости от содержания вы­деляются три части административного процесса.

1.Процесс административного правотворче­ства.

2. Правонаделителъный  или оперативно-рас­порядительный процесс, включающий:

а) поощрительное производство;

б)  распределительное производство;

в)  разрешительное производство;

г)  производство по комплектованию личного
состава и др.

3. Административно-юрисдикционный процесс,включающий:

а)  производство по жалобам и заявлениям граж­дан;

б)                                         производство по делам об административных
правонарушениях;       

в) производство по применению мер админист­ративного пресечения;

г)    дисциплинарное производство.
Административному процессу присущ ряд прин­ципов.    

Принцип законности означает, что реализация материальных норм административного права долж­на осуществляться в точном соответствии с уста­новленным законом порядком.

Принцип объективной истины означает, что принятое решение должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоя­тельств дела.

Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, означает, что участ­ники административного процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, мес­та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Принцип гласности означает, что процесс осу­ществляется на основе публичности и доступнос­ти гражданам. Исключение составляет информа­ция, содержащая сведения, отнесенные к государ­ственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса,

Принцип национального языка означает, что процесс ведется на русском языке, государствен­ном языке республики в составе РФ или языке, на котором говорит большинство населения, про­живающего на данной территории.

Принцип оперативности означает, что процесс ведется в максимально короткие сроки.

Принцип экономичности означает, что прове­дение административного процесса должно требо­вать минимума материальных затрат.

Принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса означает, что должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установ­ленную законом юридическую ответственность. Одному из видов административно-юрисдикционного процесса — производству по делам об ад­министративных правонарушениях посвящены следующие параграфы этой главы.