Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Для обеспечения привлечения лиц, совершив­ших правонарушения, к административной ответ­ственности и назначения им административных наказаний большое значение имеет определение перечня государственных органов и их должност­ных лиц, полномочных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной этим Ко­дексом:"!) судьями (мировыми судьями); 2) комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подраз­делениями и территориальными органами, а так­же иными государственными органами, уполномо­ченными на то, исходя из задач и функций, воз­ложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Всего помимо судей и комиссий по делам несо­вершеннолетних и защите их прав КоАП РФ ус­тановлено 60 органов системы исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Среди них следует назвать: органы внутренних дел (мили­цию); налоговые органы; федеральные органы на­логовой полиции; таможенные органы; органы и войска пограничной службы; органы рыбоохраны; органы государственного гордого и промышленно­го надзора; органы, осуществляющие государ­ственный пожарный надзор; органы российской транспортной инспекции; органы автомобильного транспорта; органы морского транспорта; органы внутреннего водного транспорта; органы железно­дорожного транспорта; органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы валютного контроля и многие другие органы.

Соответствующие статьи КоАП РФ (статьи гл, 23 Кодекса) определяют компетенцию каждого из этих органов и их должностных лиц. В качестве примера рассмотрим предусмотренную ст. 23.3 КоАП РФ компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об администра­тивных правонарушениях.

К ведению милиции отнесена рассмотрение дел, связанных с незаконным приобретением либо хра­нением наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.8); выпуском в эксплуатацию или экс­плуатацией механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняю­щих веществ в выбросах или нормативов уровня шума (ст. 8.22 и 8.23); управлением судном судо­водителем или иным лицом, находящимся в состо­янии опьянения .(ст. 11.9); нарушением правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов (ст. 11.14); нарушением правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ст. 11.17); нарушениями в области дорожного движения (ст. 12.1—12.34, 12.37);/нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8); проживанием гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регист­рации (ст. 19.15); умышленной порчей граждани­ном удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утратой его по небрежности (ст. 19.16); нарушением правил государственной регистрации автомототранспортных средств (ст. 19.22) невы­полнением лицом, освобожденным из мест отбы­вания лишения свободы, обязанностей, установ­ленных в отношении его судом (ст. 19.24); мелким хулиганством (ст. 20.1); нарушением сроков реги­страции (перерегистрации) оружия или сроков по­становки его на учет (ст. 20.11); стрельбой из ору­жия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13); незаконной частной детективной или охранной де­ятельностью (ст. 20.16); нарушением пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17); появле­нием в общественных местах в состоянии опьяне­ния (ст. 20.21) и рядом других правонарушений.

Рассматривать дела от имени органов внутрен­них дел (милиции) в зависимости от состава пра­вонарушения вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отде­лов) внутренних дел и приравненных к ним орга­нов внутренних дел, начальники и заместители начальников территориальных отделов (отделе­ний) милиции; начальники и заместители началь­ников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; начальники дежур­ных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспор­те, начальники линейных пунктов милиции; на­чальники подразделений ГИБДД и их замести­тели, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заместители; государственные инспектора безопасности дорож­ного движения; государственные инспектора до­рожного надзора; некоторые другие сотрудники милиции.

Аналогично другими статьями гл. 23 КоАП РФ определена компетенция всех остальных орга­нов — субъектов административной юрисдикции и их должностных лиц.

Рассмотрим пример. Водитель транспортного средства осуществлял перевозку товаров, не имея при себе лицензионной карточки на право зани­маться перевозочной деятельностью. Это наруше­ние предусмотрено ст. 12.3 КоАП РФ. Согласно ст. 23.3 этого Кодекса органы внутренних дел (милиция) хотя и рассматривают дела о большин­стве нарушений в сфере дорожного движения, но тем не менее за некоторым исключением. Такое исключение, в частности, — управление транс­портным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки. Следовательно, в данном случае сотрудники милиции, выявив по­добное нарушение и составив соответствующий протокол, не могут сами рассматривать это дело, а должны направить все материалы в орган, уполномоченный рассматривать указанное право­нарушение. В соответствии со ст. 23.36 КоАП РФ рассмотрение дел о таких правонарушениях на­ходится в компетенции органов российской транспортной инспекции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренный законами субъектов РФ, рассмат­риваются в пределах полномочий, установленных этими законами: 1) мировыми судьями; 2) комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учрежде­ниями органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соот­ветствии с законами субъектов РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении заседание комиссии по дедам не­совершеннолетних и защите их прав, администра­тивной комиссии, иного коллегиального органа проходит под руководством должностного лица, председательствующего в этом заседании.