Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Для обеспечения привлечения лиц, совершивших правонарушения, к административной ответственности и назначения им административных наказаний большое значение имеет определение перечня государственных органов и их должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной этим Кодексом:"!) судьями (мировыми судьями); 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав КоАП РФ установлено 60 органов системы исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Среди них следует назвать: органы внутренних дел (милицию); налоговые органы; федеральные органы налоговой полиции; таможенные органы; органы и войска пограничной службы; органы рыбоохраны; органы государственного гордого и промышленного надзора; органы, осуществляющие государственный пожарный надзор; органы российской транспортной инспекции; органы автомобильного транспорта; органы морского транспорта; органы внутреннего водного транспорта; органы железнодорожного транспорта; органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы валютного контроля и многие другие органы.
Соответствующие статьи КоАП РФ (статьи гл, 23 Кодекса) определяют компетенцию каждого из этих органов и их должностных лиц. В качестве примера рассмотрим предусмотренную ст. 23.3 КоАП РФ компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
К ведению милиции отнесена рассмотрение дел, связанных с незаконным приобретением либо хранением наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.8); выпуском в эксплуатацию или эксплуатацией механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума (ст. 8.22 и 8.23); управлением судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения .(ст. 11.9); нарушением правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов (ст. 11.14); нарушением правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ст. 11.17); нарушениями в области дорожного движения (ст. 12.1—12.34, 12.37);/нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8); проживанием гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ст. 19.15); умышленной порчей гражданином удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утратой его по небрежности (ст. 19.16); нарушением правил государственной регистрации автомототранспортных средств (ст. 19.22) невыполнением лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом (ст. 19.24); мелким хулиганством (ст. 20.1); нарушением сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); стрельбой из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13); незаконной частной детективной или охранной деятельностью (ст. 20.16); нарушением пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17); появлением в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21) и рядом других правонарушений.
Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (милиции) в зависимости от состава правонарушения вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, начальники и заместители начальников территориальных отделов (отделений) милиции; начальники и заместители начальников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; начальники подразделений ГИБДД и их заместители, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заместители; государственные инспектора безопасности дорожного движения; государственные инспектора дорожного надзора; некоторые другие сотрудники милиции.
Аналогично другими статьями гл. 23 КоАП РФ определена компетенция всех остальных органов — субъектов административной юрисдикции и их должностных лиц.
Рассмотрим пример. Водитель транспортного средства осуществлял перевозку товаров, не имея при себе лицензионной карточки на право заниматься перевозочной деятельностью. Это нарушение предусмотрено ст. 12.3 КоАП РФ. Согласно ст. 23.3 этого Кодекса органы внутренних дел (милиция) хотя и рассматривают дела о большинстве нарушений в сфере дорожного движения, но тем не менее за некоторым исключением. Такое исключение, в частности, — управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки. Следовательно, в данном случае сотрудники милиции, выявив подобное нарушение и составив соответствующий протокол, не могут сами рассматривать это дело, а должны направить все материалы в орган, уполномоченный рассматривать указанное правонарушение. В соответствии со ст. 23.36 КоАП РФ рассмотрение дел о таких правонарушениях находится в компетенции органов российской транспортной инспекции.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренный законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: 1) мировыми судьями; 2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении заседание комиссии по дедам несовершеннолетних и защите их прав, административной комиссии, иного коллегиального органа проходит под руководством должностного лица, председательствующего в этом заседании.