Участники производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства до делам об админист­ративных правонарушениях являются всесторон­нее, полное, объективное и своевременное выясне­ние обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Дела об ад­министративных правонарушениях подлежат от­крытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государ­ственной, военной, коммерческой или иной охра­няемой законом тайны, а также в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности, защиты чести и достоинства лйц> участвующих в производстве по делу об административном право­нарушении, членов их семей, их близких.

К участникам производства по делам об адми­нистративных правонарушениях относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) по­терпевший; 3) законные представители физическо­го лица; 4) законные представители юридическо­го лица; 5) защитник и представитель; 6) свидетель; 7) понятой; 8) специалист; 9) эксперт; 10) пере­водчик; 11) прокурор.

Рассмотрим их роль в производстве по делу об административном правонарушении, права и обя­занности.

Лицо, в отношении которого ведется производ­ство по делу об административном правонаруше­нии, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказатель­ства, заявлять ходатайства и отводы, пользовать­ся юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Дело об административном правонарушении рас­сматривается с участием лица, в отношении кото­рого ведется производство по делу. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещений лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотре­ния дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об адми­нистративном правонарушении, влекущем админи­стративный арест или административное выдворе­ние за пределы Российской Федерации иностран­ного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим считается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имуще­ственный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяс­нения, представлять доказательства, заявлять хо­датайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановле­ние по данному делу, пользоваться иными процес­суальными правами.

Дело об административном правонарушении рас­сматривается с участием потерпевшего. В его отсут­ствие дело может быть рассмотрено лишь в случа­ях, когда имеются данные о надлежащем извеще­нии потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатай­ство об отложении рассмотрения дела либо когда такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном право­нарушении, или потерпевшего, являющихся: а) несовершеннолетними; б) по своему физическо­му или психическому состоянию лишенными воз­можности самостоятельно реализовать свои права.

Законными представителями физического лица могут быть:

1)его родители;

2)усыновители;

3)опекуны или попечители.

Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потер­певшего имеют права и несут обязанности, предус­мотренные в отношении представляемых ими лиц.

Законные представители юридического лица. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпев­шим, осуществляют его законные представители. Законные представители юридического лица — его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными до­кументами органом юридического лица. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривает­ся с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело мо­жет быть рассмотрено лишь в случаях, если име­ются данные о надлежащем извещении лиц, о ме­сте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмот­рения дела либо если такое ходатайство оставле­но без удовлетворения.

Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которо­го ведется производство по делу об административ­ном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может уча­ствовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему —представитель. В каче­стве защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении может выступать адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель вправе участвовать в производстве по делу об административном право­нарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае ад­министративного задержания физического лица в связи с административным правонарушением за­щитник допускается к, участию в деле с момента административного задержания. Защитник и представитель могут знакомиться со всеми мате­риалами дела, представлять доказательства, заяв­лять ходатайства и отводы, участвовать в рассмот­рении дела, обжаловать применение мер обеспече­ния производства по делу, постановление по делу. Они пользуются и иными процессуальными пра­вами.

Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замеча­ния понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть оп­рошен в качестве свидетеля.

Специалист. В качестве специалиста для учас­тия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями,4необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (например, познаниями в об­ласти автотехники, пожарной безопасности, эколо­гии, строительства, энергетики, финансов и т.д.).

Специалист обязан: 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении; 2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обна­ружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им дей­ствий; 3) удостоверить своей подписью факт совер­шения указанных действий, их содержание и ре­зультаты.

Специалист вправе: 1) знакомиться с материа­лами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием; 2) с разрешения судьи, должност­ного лица, лица, председательствующего в заседа­нии коллегиального органа, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в* от­ношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; 3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.

Эксперт. В качестве эксперта может быть при­влечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальны­ми познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения эксперти­зы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан: 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве кото­рых находится дело об административном право­нарушении; 2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также тре­буемые объяснения в связи с содержанием заклю­чения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заклю­чения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если пре­доставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, отно­сящимися к предмету экспертизы, заявлять хода­тайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; 2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиально­го органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям; 3) указывать в своем заключении имеющие значение $ля дела обстоятельства, которые установлены при проведе­нии экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Переводчик. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо владеющее языками или навыками сурдоперевода (т. е. понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для пе­ревода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Перевод­чик обязан явиться по вызову судьи, органа, долж­ностного лица, $ производстве которых находится дело об административном правонарушении, вы­полнить полно и точно порученный ему перевод.

Прокурор. Генеральный прокурор РФ и' назна­чаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Консти­туции РФ и исполнением действующих на терри­тории Российской Федерации законов при произ­водстве по делам об административных правона­рушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Прокурор в пределах своих полномочий впра­ве: 1) возбуждать производство по делу об адми­нистративном правонарушении; 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правона­рушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении (неза­висимо от того, участвует он в деле или нет), а также совершать иные предусмотренные федераль­ным законом действия.